четверг

Ян Ван Хейсум (фрагменты картин)

       В своих натюрмортах Ян Ван Хейсум изображает то, что находится на грани смерти в зените своей красоты: срезанные цветы, сорванные плоды. В отличие от Караваджо, он не изображает гниения. Но нежная плоть разломленных плодов, капельки росы на цветах и листьях говорят сами за себя. 
     Известно, что художник работал над своими натюрмортами очень долго. Мы, в свою очередь, готовы бесконечно рассматривать детали. Целое слишком велеречиво.

       Это фрагменты натюрморта с цветами в вазе и статуей Флоры на втором плане. Венчают букет ветка цветущей яблони и огромный цветок «Корона империи». А на постаменте около вазы птичье гнездышко, устланное мхом:
       Мясистые листья. Тяжелые головки цветов. Ван Гог с его подсолнухами будет продолжать эту традицию: избыток плоти ведет к неизбежной смерти. Цветы клонятся к земле, листья сворачиваются у нас на глазах.
       Мухи и муравьи, ползающие по плодам, лепесткам и листьям – это близость разложения.Бабочки, порхающие здесь и там, символизируют душу. А роскошь каждого цветка может вызывать и евангельские ассоциации. «Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как каждая из них», – говорил Христос о полевых лилиях.

       Натюрморт с гнездышком Ян Ван Хейсум создал в 1731-32 годах, а композицию с опиумным маком в 1732-33.



Магия иллюзионизма: Ян ван Хейсум

Комментариев нет:

Also like

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...