Интересно, чем объяснить, что сегодня мы в одном и том же музее видим
одно, а завтра другое? Может быть, на все сразу не хватает душевных сил и
эмоций? Это к тому, что произведения Андреа Мантеньи в Уффици я
разглядела не с первого раза. Речь идет о триптихе с «Поклонением
волхвов». На самом деле, эти картины стали триптихом в XIX веке, когда
их произвольно вставили в одну раму. А когда-то они вместе с другими
украшали капеллу мантуанского замка.
«Поклонение волхвов» было центральной частью ансамбля – оно написано на вогнутой поверхности, что сразу же рождает ассоциации с апсидой:
http://www.wga.hu/art/m/mantegna/1/chap el1.jpg
«Поклонение волхвов» было центральной частью ансамбля – оно написано на вогнутой поверхности, что сразу же рождает ассоциации с апсидой:
http://www.wga.hu/art/m/mantegna/1/chap
В
миниатюрной апсиде нам открывается поистине волшебное зрелище. В мире
Мантеньи день сливается с ночью, хлев расположен в таинственной пещере,
из тьмы которой выплывает облако с юными ангелочками. Ангелы повзрослее
изображены на вершине скалы, рядом с Вифлеемской звездой, свет которой
как копье устремляется к Иисусу. По вьющейся каменистой дороге к пещере
движется процессия восточных мудрецов и магов. Волхвы на первом плане,
обнажившие головы, выглядят очень внушительно. Точный рисунок дополнен
великолепием цвета. Об этом прекрасно писал В.Н.Лазарев: «В одеждах
волхвов и ближайших к ним фигур Мантенья развернул все ослепительное
богатство своей палитры. Эти краски сияют тем ярче, что они даны в
обрамлении строгого пейзажа, в котором преобладают холодные серые
оттенки. Розовые тона сочетаются с бледно-оранжевыми, розовато-красные с
темно-зелеными, лиловые с изумрудно-зелеными, светло-желтые с
синевато-стальными и розовыми, фиолетовые с серыми. Все орнаменты и
высветленные места драпировок тронуты золотом, которое наложено тонкими,
как паутина, линиями, придающими живописной поверхности драгоценный
характер. Такого миниатюрного изящества письма не достиг ни один из
кватрочентистских живописцев». /В.Н.Лазарев. Старые итальянские мастера.
М., 1972, с.217/
http://www.wga.hu/art/m/mantegna/1/chap el11.jpg
Еще одна сцена, включенная в «триптих» - «Вознесение». И здесь тот же эффект «дня-ночи», мир скал и драгоценные цвета одежд:
http://www.wga.hu/art/m/mantegna/1/chap el2.jpg
Одежды Христа сливаются с темным небом. Взгляд и благословляющий жест обращены к ученикам:
Третья картина, «Обрезание», меня заворожила еще больше. Здесь все смотрится как драгоценность, но человеческие образы при этом удивительно живые. Действо происходит в Храме. Колонна находится в центре, но не все архитектурные детали зеркально повторяются по обе стороны от нее.
http://www.wga.hu/art/m/mantegna/1/chap el3.jpg
Как интересно разглядывать разные орнаменты справа и слева! Какая здесь любовь к цветным камням, мрамору и позолоченной бронзе! Невольно вспоминается Венеция, ведь Мантенья был женат на сестре Джованни Беллини. Но венецианская красочность здесь слилась с жестковатым и точным рисунком.
Мантенья изобретает фантастические архитектурные детали. Чего стоит, например, капитель с рогами изобилия! «Обрезание» совсем небольшая картина (h 86 см.), впереди у художника будет возможность пересоздать средствами живописи реальное пространство дворцового покоя в замке герцогов Гонзага: http://cicerone2007.livejournal.com/362 52.html
http://commons.wikimedia.org/wiki/F ile:Andrea_Mantegna_007.jpg
В верхней части композиции мы видим рельефы. Слева – «Жертвоприношение Авраама». С Авраама, как известно, и начинается ритуал обрезания. Впрочем, готовность отца принести в жертву сына тоже имеет прямое отношение к судьбе Христа.
http://commons.wikimedia.org/wiki/F ile:Andrea_Mantegna_010.jpg
Справа – «Моисей, вручающий законы». «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить», - произнесет Христос в Нагорной проповеди.
http://commons.wikimedia.org/wiki/F ile:Andrea_Mantegna_009.jpg
У колонны мы видим Богоматерь с Иисусом, за ней две женщины и ребенок. Слева – Первосвященник со скальпелем в руке, ему прислуживает мальчик, а чуть дальше Иосиф с голубками в корзинке.
Образ Первосвященника необыкновенно выразителен. Впрочем, иногда в сцене обрезания изображали Симеона-Богоприимца. Возможно, что и Мантенья изображает именно его. Над головами Марии, Иосифа и священника мы видим нимбы:
http://commons.wikimedia.org/wiki/F ile:Andrea_Mantegna_011.jpg
http://commons.wikimedia.org/wiki/F ile:Andrea_Mantegna_006.jpg
Еще один необычайно живой образ в этой композиции – молодая рыжеволосая женщина с ребенком:
http://commons.wikimedia.org/wiki/F ile:Andrea_Mantegna_005.jpg
Для Елизаветы, матери Иоанна Крестителя, она слишком молода, так же как ребенок с бубликом, гораздо старше Иоанна:
http://commons.wikimedia.org/wiki/F ile:Andrea_Mantegna_004.jpg
Рассматривать эти образцы миниатюрной живописи Мантеньи можно бесконечно. Рядом с этими картинами вспоминается Ван Эйк, который мог с равной степенью совершенства создать монументальный Гентский алтарь и «Мадонну в церкви» (Дрезден) – маленькое чудо. Так умел работать и Мантенья!
http://www.wga.hu/art/m/mantegna/1/chap
Еще одна сцена, включенная в «триптих» - «Вознесение». И здесь тот же эффект «дня-ночи», мир скал и драгоценные цвета одежд:
http://www.wga.hu/art/m/mantegna/1/chap
Одежды Христа сливаются с темным небом. Взгляд и благословляющий жест обращены к ученикам:
Третья картина, «Обрезание», меня заворожила еще больше. Здесь все смотрится как драгоценность, но человеческие образы при этом удивительно живые. Действо происходит в Храме. Колонна находится в центре, но не все архитектурные детали зеркально повторяются по обе стороны от нее.
http://www.wga.hu/art/m/mantegna/1/chap
Как интересно разглядывать разные орнаменты справа и слева! Какая здесь любовь к цветным камням, мрамору и позолоченной бронзе! Невольно вспоминается Венеция, ведь Мантенья был женат на сестре Джованни Беллини. Но венецианская красочность здесь слилась с жестковатым и точным рисунком.
Мантенья изобретает фантастические архитектурные детали. Чего стоит, например, капитель с рогами изобилия! «Обрезание» совсем небольшая картина (h 86 см.), впереди у художника будет возможность пересоздать средствами живописи реальное пространство дворцового покоя в замке герцогов Гонзага: http://cicerone2007.livejournal.com/362
http://commons.wikimedia.org/wiki/F
В верхней части композиции мы видим рельефы. Слева – «Жертвоприношение Авраама». С Авраама, как известно, и начинается ритуал обрезания. Впрочем, готовность отца принести в жертву сына тоже имеет прямое отношение к судьбе Христа.
http://commons.wikimedia.org/wiki/F
Справа – «Моисей, вручающий законы». «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить», - произнесет Христос в Нагорной проповеди.
http://commons.wikimedia.org/wiki/F
У колонны мы видим Богоматерь с Иисусом, за ней две женщины и ребенок. Слева – Первосвященник со скальпелем в руке, ему прислуживает мальчик, а чуть дальше Иосиф с голубками в корзинке.
Образ Первосвященника необыкновенно выразителен. Впрочем, иногда в сцене обрезания изображали Симеона-Богоприимца. Возможно, что и Мантенья изображает именно его. Над головами Марии, Иосифа и священника мы видим нимбы:
http://commons.wikimedia.org/wiki/F
http://commons.wikimedia.org/wiki/F
Еще один необычайно живой образ в этой композиции – молодая рыжеволосая женщина с ребенком:
http://commons.wikimedia.org/wiki/F
Для Елизаветы, матери Иоанна Крестителя, она слишком молода, так же как ребенок с бубликом, гораздо старше Иоанна:
http://commons.wikimedia.org/wiki/F
Рассматривать эти образцы миниатюрной живописи Мантеньи можно бесконечно. Рядом с этими картинами вспоминается Ван Эйк, который мог с равной степенью совершенства создать монументальный Гентский алтарь и «Мадонну в церкви» (Дрезден) – маленькое чудо. Так умел работать и Мантенья!
Комментариев нет:
Отправить комментарий