(лирическое)
Вечер, зима, уже стемнело, я сижу в
кабинете с последним на сегодня клиентом. За окном холод и ветер, в
кабинете мягкий приглушенный свет от настольной лампы, и две кружки с
чаем. Потягиваем его потихоньку, и неторопливо разговариваем, сидя
напротив друг друга.
Речь идет о мужчинах.
Точнее, о самоощущении себя как мужчины. Михаил – слегка полноватый
мужчина 30 лет, с грубоватым и даже некрасивым на первый взгляд лицом, продолжает:
-
Я очень долго просто дико ненавидел разного рода красавчиков. Желчью
исходил, когда видел того или иного в жизни или на экране. «Настоящий
мужик должен быть чуть красивее обезьяны!» - мой типичный тогдашний
лозунг.
- А злился на них за что?
-
Да завидовал, разумеется. Я себя всегда ощущал увальнем-неандертальцем,
рожа тоже вот, подходящая. Когда был подростком, смотрел на себя в
зеркало, и чуть ли не выл от отчаяния: ну почему этот нос картошкой? А
эти уши – как локаторы? А сильно вьющиеся волосы? Смотрел на этих
арийцев, и чувствовал себя несправедливо обделенным. Да и в более
взрослом возрасте ситуация не сильно поменялась… У «них» были женщины. У
меня – нет. Ни одной. До 25 лет. А там случайный секс, и снова –
несколько лет дружбы с рукой.
Читал
женские восторги по поводу тех или иных голливудских (и не только)
красавцев и завистью исходил. «Я б ему дала сразу!», «Какой
сла-а-аденький»… Звучит пошло, но, блин, завидую по-черному. Они –
мужчины, самцы…
- Похоже, ты всю мужественность свел к сексуальности, причем к внешней, нарочитой.
- Да, они Аполлоны, кумиры женщин, они штабелями у их ног выкладывались.
- Они Аполлоны, а ты тогда кто? Кто ты из этого божественного пантеона?
- Я? – Михаил задумался. Он хорошо знает разную мифологию, «книги были вместо женщин». – Я сатир. В лучшем случае – Пан.
Уродливый
одинокий бог-пастух, своим видом внушающий ужас (ПАНику),при этом
добрый и чуткий внутри. Отвергнутый прекрасной нимфой Сирингой, которая
предпочла превратиться в тростник ,чем встретить взгляд урода… Пан
сделал из этого тростника флейту – ту самую флейту Пана – и играл
грустные мелодии… А еще Пан вызвал на состязание в музыке Аполлона. И
проиграл.
Мифологические образы, иногда
всплывающие в разговоре, всегда очень емкие и насыщенные. Древние
архетипы пробуждаются к жизни, когда начинаешь погружаться в темные
закоулки сознания и бессознательного.
- И вот, я
был Паном – отвергнутым, униженным, злым и, одновременно, играющим
грустные мелодии на флейте (правда, только в своей душе). Пока больше
года мне на глаза не попался еще один сатир. Вот этот…
Михаил
берет свой планшетник, лежавший на столе, и разворачивает его мне. На
меня смотрит Тирион из сериала «Игра Пестолов». Питер Динклейдж. На фото стоит вместе с женой.
-
Это ж вылитый сатир, Пан, и ростом не вышел. Однако жена у него
симпатичная. И я видел реакцию многих женщин – они восхищались этим
карликом. Ну, может быть, не Питером, а Тирионом, но тот-то тоже так
себе! Внешне.
- Но у него было что-то, чего не было у тебя.
-
Он не хотел быть Аполлоном. Понимаешь? Я смотрел на него, и в сознание
пробивалась мысль: «а он не хочет быть Аполлоном»! А я всю жизнь был
Паном, который хотел стать прекрасным богом. Ну, или, на худой конец,
Гераклом.
- Гераклом?!
- Я пару лет из качалки не вылезал. В
итоге стал не Гераклом, а перекачанным Паном. Я все время хотел быть
кем-то другим. В голову втемяшилась мысль, что настоящий мужчина – это
кто-то из этой вот компании, Аполлон, Геракл, из других богов – Тор. Еще
Зевс и Один – мощные фигуры, мудрые, сильные, и этой своей властью
привлекающие женщин (особенно Зевс). А вся эта «шелупонь» вроде
хромоногого Гефеста, Пана, вечно пьяного Диониса – она не стоила
внимания.
- А у Гефеста женой была Афродита, богиня любви…
- Да, и бегала она от него налево к Аресу! … Кстати, а ты… Кто тебе ближе всех из этой братии?
Я
призадумался. Кто из всех богов и героев у меня вызывает наибольший
отклик? Или, по крайней мере, вызывал, когда я с увлечением читал
древние мифы Индии, Греции, Скандинавии, Египта и Шумера?
-
Локи. И Одиссей. Их объединяет то, что они были слабее, чем другие боги
или герои. Это они компенсировали хитростью. Сильные герои десять лет
долбились в стены Трои. Троянского коня придумал Одиссей…
Локи…
Странный, непоследовательный, лживый, храбрый, умный, жестокий бог из
скандинавских мифов. Обманщик и спаситель. Постоянно игравший с огнем
одиночка, постоянно провоцирующий других на гнев в свой адрес, но при
этом не раз спасавший богов от гибели. Локи, который однажды совершил
крайне злую шутку над слепым богом Хёдом, и поплатился за это вечными
муками.
- Интересно… Их
объединяет еще один момент… - улыбнулся Михаил. – У обоих были очень
верные жены. Очень. Похоже, они тоже чем-то цепляют женщин.
-
Но я был Локи, который хотел быть Тором, или Одиссеем, который мечтал о
лаврах Ахилла. Мощь, жесткость, способность идти напролом, отсутствие
сомнений, сверхуверенность в себе. В результате получался поглупевший Одиссей. Но никак не Ахилл или Тор…
В
кабинете, освещаемом мягким желтым светом лампы (верхний свет был
отключен) воздух словно сгустился. Древние мифы и легенды оживали, боги и
герои встраивались в обыденную жизнь людей начала XXI века, и это было очень органично, живо и наполнено энергией. Живой, мужской энергией.
Михаил, допив свой чай и наливая еще из чайника, продолжил:
-
Так вот, я смотрю на этого сатира, и вдруг впервые ловлю себя на
ощущении, что завидую ему. Тому, что он, такой нелепый, сумел устроить
свою жизнь. Я вообще плохо представляю себя Тириона, который изо всех
сил старается быть кем-то из героев-красавцев из этого сериала. Он
другой. И тут я понял еще одну вещь… Его притягательность в том-то и
состоит, что он другой. Он как будто говорит: «Ну да, я карлик. И что с
того?»
- И что ты сделал?
-
А я попробовал как он. Сказал себе: «Ну да, я сатир… Ну да, я Пан!» И
знаешь… Сначала я успокоился внезапно, а потом поперла энергия. Она
просто разрывала меня.
- Ну, если учесть, что сатиры были известны сексуальными подвигами – то неудивительно.
-
Именно! Эти козлоногие бородатые уродцы с рожками были секс-гигантами. А
все почему? А потому что расслабленно заявляли: «Ну да, уродцы. Зато
посмотрите на наши достоинства!» Фокус-то
в чем? Не нужно обесценивать Аполлонов и Ахиллов. Это крутые ребята.
Аполлон –красавец-нарцисс, он понимает в искусствах и творчестве, но
холоден и высокомерен. Он восхищает, но не вызывает любви. Ахиллес –
мощный парень, проломит почти любую стену, заберется на любую башню,
пылкий любовник – но он всегда устремлен за горизонт, куда-то туда, и
его близкие в конце концов остаются в одиночестве, оплакивая его.
Женщины любят таких, но разве ТОЛЬКО таких?
… Кстати, да… Массовая
культура до предела упрощает реальность, формируя в массовом же
сознании какой-то штампованный образ мужчины (и женщины, кстати, тоже).
Тогда как образов мужественности (не надо смешивать ее с
сексуальностью!) – намного больше. Своей демонической притягательностью
обладает Локи. Своей – хромоногий Гефест, мастер на все руки, верный и
добродушный. Хитрый Одиссей ничуть не меньше мужчина, чем властный Зевс.
Это РАЗНЫЕ мужчины, но их объединяет одно немаловажное обстоятельство.
Они не пытались быть кем-то другим. Они знали, кто они, на что способны,
и чего хотят. И добивались своего, но каждый – своими путями… Когда не
пытаешься быть кем-то другим, то развиваешь то, что есть у тебя. Пусть Пан не выдержит состязания в красоте с Аполлоном. Он победит в другом, если попытается остаться Паном…
Наш
разговор закончился. Михаил – спокойный, уверенный и очень обаятельный
человек – стал собираться. Несколько раз в нем явственно проступали
черты дикого Пана, но это было не грустное божество, печально играющее
на флейте, а полный энергии дикий бог, перепугавший персидскую армию в
битве при Марафоне, и даровавший победу эллинам в далеком 490 г.до н.э.
А вы знакомы с богинями, которые живут в вашей душе?
Комментариев нет:
Отправить комментарий