В зале искусства Древнего Рима в Британском музее нельзя не остановиться
перед знаменитой парой. Императора Адриана как тень сопровождает его
любовник Антиной. Активный мужественный Адриан и пассивный молодой
красавец. Энергия жизни и покорность судьбе.
Преемник Траяна был одним из самых ярких императоров Рима. Он пришел к власти в 41 год, отличившись во время войн в Дакии и побывав наместником в Сирии. Как и Траян, чьим дальним родственником он был, Адриан родился в Испании, рано потерял родителей. Воспитывался он при императорском дворе, но усыновлен был Траяном лишь на смертном одре. Современники считали, что это произошло не без помощи женщин: http://cicerone2007.livejournal.com/585 08.html
Получив власть при помощи тещи, Адриан оказывал ей почет самыми разными способами, в том числе и организацией в честь Матидии гладиаторских игр. Но мужем Сабине он был плохим: http://cicerone2007.livejournal.com/641 99.html
Отнюдь не жена, а юноша из Вифинии был объектом его страсти. В 130 году, во время путешествия Адриана по Египту, любимец императора Антиной утонул в Ниле. Слухи ходили самые разные, но чаще всего говорилось о том, что прекрасный юноша своей смертью отвел несчастье от императора. Адриан был безутешен, по словам биографа, он «плакал как женщина». В Египте в честь Антиноя был заложен город, а сам он был обожествлен. В многочисленных посмертных портретах он предстает богом, чаще всего Дионисом:
Адриан же чаще всего изображается полководцем. Таким он предстает в бронзовом изваянии, найденном в Темзе у Лондон-бридж в 1834 году. Этот портрет экспонируется в залах, рассказывающих о римской провинции Британия. Адрианов вал на границе Англии и Шотландии – главный памятник той эпохи: http://cicerone2007.livejournal.com/325 54.html
Памятник оборонительной политике императора. Вот как описывает ее Элий Спартиан: «Достигнув власти, Адриан немедленно стал следовать древнему образу действия и направил свои усилия к тому, чтобы установить мир по всему кругу земель. Ведь не только отпали те народы, которые покорил Траян, но и производили нападения мавры, шли войной сарматы, нельзя было удержать под римской властью британцев, был охвачен мятежами Египет, наконец — проявляли непокорный дух Ливия и Палестина. Поэтому все земли за Евфратом и Тигром он тотчас же покинул по примеру, как он говорил, Катона, который провозгласил македонцев свободными, так как не мог удерживать их».
Из тех портретов Адриана, которые мне довелось увидеть, самый живой находится в собрании Римского национального музея (Палаццо Массимо). В нем перед нами интеллектуальный и тонко чувствующий человек. Таким он, по всей вероятности, и был. При Траяне, оглашая «в сенате обращение императора, он вызвал смех своим неправильным выговором. Тогда он принялся за изучение латинского языка и дошел до высшего совершенства и красноречия». И дальше Спартиан продолжает: «Он отличался необыкновенной памятью, огромными ораторскими способностями; он сам и речи свои диктовал, и отвечал на все вопросы. Сохранилось множество его шуток — ведь он был очень колким».
И еще: «Адриан чрезвычайно усердно занимался поэзией и литературой, был очень сведущ в арифметике и геометрии, прекрасно рисовал. Он гордился своим умением играть на цитре и петь. В наслаждениях он был неумеренным. Он сочинил много стихов о предметах своей страсти. В то же время он прекрасно владел оружием и был очень сведущ в военном деле; он упражнялся даже с гладиаторским оружием. Он бывал строгим и веселым, приветливым и грозным, необузданным и осмотрительным, скупым и щедрым, простодушным и притворщиком, жестоким и милостивым; всегда во всех проявлениях он был переменчивым».
Антиной в портрете из Палаццо Массимо совсем юн. Эта мраморная голова сильно отличается от привычных портретов красавца. В ней больше жизни. Впрочем, и ее считают посмертным портретом. Более того, предполагается, что Антиной изображен здесь в виде жреца Аттиса.
Аттис, юноша небывалой красоты, связан с оргиастическим культом Кибелы:
По морям промчался Аттис на летучем, легком челне,
Поспешил проворным бегом в ту ли глушь фригийских лесов,
В те ли дебри рощ дремучих, ко святым богини местам.
Подстрекаем буйной страстью, накатившей яростью пьян,
Оскопил он острым камнем молодое тело свое.
И себя почуял легким, ощутив безмужнюю плоть,
Окропляя теплой кровью кремнистый выжженный луг.
Гай Валерий Катулл
Перевод А.И. Пиотровского
http://lib.ru/POEEAST/KATULL/katull 1_1.txt
О культе самого Антиноя рассказывает в «Описании Эллады» Павсаний: «У них считается богом и Антиной; из всех храмов в Мантинее самым новым является храм Антиноя. Его очень любил император Адриан. Я лично не видал его при жизни, но видел в статуях и на картинах. Почести воздаются ему и в других местах, между прочим, на реке Ниле есть у египтян город, названный по его имени Антинополис. Почитание же в Мантинее он заслужил вот почему. Антиной был родом из <города> Вифиния, на север от реки Сангарии; а вифинцы издревле ведут свое происхождение от аркадян и специально от мантинейцев. Вследствие этого император и установил поклонение ему также и в Мантинее; ежегодно в его память совершается религиозный праздник (мистерии), а каждый пятый год устраиваются игры. В гимнасии у мантинейцев есть здание со статуями Антиноя; кроме всего прочего, оно заслуживает обозрения вследствие тех мраморных плит, которыми оно украшено, и интересно для любителя живописи: большинство картин, украшающих его, относится к Антиною и изображает его главным образом в виде Диониса».
/Павсаний. Описание Эллады, т.2. М., 2002,с.88/
В Капитолийских музеях есть несколько портретов Адриана. В том числе и статуя, где на торс, скопированный с прославленного греческого образца, насажена портретная голова. Император предстает в образе Ареса. Надо сказать, что получилось достаточно органично, поскольку император был поклонником греческой культуры. Да и выглядел в жизни вполне благообразно: «Он был высокого роста, отличался внешним изяществом, завивал с помощью гребня свои волосы, отпустил бороду, чтобы скрыть природные недостатки лица, имел крепкое телосложение. Он очень много ездил верхом и ходил пешком, всегда проделывал упражнения с оружием и копьем»./Спартиан/
А среди статуй Антиноя можно встретить его изображение в виде Осириса. В ватиканских музеях есть целый зал с находками из храма Сераписа, который находился на вилле Адриана в Тиволи. Только статуй Антиноя было в этом храме восемь. Четыре из белого мрамора символизировали Верхний Египет, четыре из красного камня – Нижний Египет. До наших дней дошло около пятисот изображений Антиноя. Существует даже его виртуальный музей: http://antinoos.info/antinous.htm
http://www.flickr.com/photos/midnightgl ory/2308686868/sizes/l/in/photostream
В Капитолийских музеях, во дворце Консерваторов хранится еще один прекрасный портрет Адриана. В нем не доминирует лишь одна грань личности. Напротив, император здесь и воин: «Любя больше мир, чем войну, он тем не менее упражнял воинов, как будто война была неминуемой, действуя на них примерами собственной выносливости» /Спартиан/. И сибарит, построивший для себя роскошную виллу вдали от шумного и перенаселенного Рима и любивший изысканные яства: «Из блюд он особенно любил так называемый тетрафармакон — кушанье, составленное из фазана, свиного вымени, окорока и хрустящего пирожка» /Спартиан/. Одновременно этот бюст прославляет императора, который, по словам Павсания «больше всех других сделал для прославления богов и прилагал наибольшие старания осчастливить всех своих подданных».
/Павсаний. Описание Эллады, т.1. М., 2002,с.30/
Есть в этом портрете и оттенок грусти по уходящей жизни. Как в нескольких строках Адриана, дошедших до нас:
«Душа странствующая и ласкающая, пока ты была спутницей и гостьей тела. В какие страны ты отправишься теперь, оцепенелая, нагая, покрытая смертельной бледностью? Все твои шутки пришли к концу».
Впрочем, в мрачном краю Адриана ждал Антиной. Еще один его портрет в образе Диониса давно обосновался в Эрмитаже. Этот бюст довольно сильно пострадал от реставраторов прошлых веков, но прочно вошел в число знаковых образов античной культуры. Думаю, что воспоминание именно о нем всплывает в стихах А.Ахматовой:
А так как мне бумаги не хватило
Я на твоем пишу черновике.
И вот чужое слово проступает
И, как снежинка на моей руке,
Доверчиво и без упрека тает.
И темные ресницы Антиноя
Вдруг поднялись, и там - зеленый дым,
И ветерком повеяло родным...
Не море ли? -- Нет, это только хвоя
Могильная и в накипаньи пен
Все ближе, ближе ... "Marche funebre"...*
Шопен
26 декабря 1940 года. http://www.stihi-rus.ru/1/Ahmatova/1 31.htm
Элий Спартиан. Жизнеописание Адриана: http://ancientrome.ru/antlitr/sha/adria n.htm/
Афины – город Адриана: http://cicerone2007.livejournal.com/225 53.html
Преемник Траяна был одним из самых ярких императоров Рима. Он пришел к власти в 41 год, отличившись во время войн в Дакии и побывав наместником в Сирии. Как и Траян, чьим дальним родственником он был, Адриан родился в Испании, рано потерял родителей. Воспитывался он при императорском дворе, но усыновлен был Траяном лишь на смертном одре. Современники считали, что это произошло не без помощи женщин: http://cicerone2007.livejournal.com/585
Получив власть при помощи тещи, Адриан оказывал ей почет самыми разными способами, в том числе и организацией в честь Матидии гладиаторских игр. Но мужем Сабине он был плохим: http://cicerone2007.livejournal.com/641
Отнюдь не жена, а юноша из Вифинии был объектом его страсти. В 130 году, во время путешествия Адриана по Египту, любимец императора Антиной утонул в Ниле. Слухи ходили самые разные, но чаще всего говорилось о том, что прекрасный юноша своей смертью отвел несчастье от императора. Адриан был безутешен, по словам биографа, он «плакал как женщина». В Египте в честь Антиноя был заложен город, а сам он был обожествлен. В многочисленных посмертных портретах он предстает богом, чаще всего Дионисом:
Адриан же чаще всего изображается полководцем. Таким он предстает в бронзовом изваянии, найденном в Темзе у Лондон-бридж в 1834 году. Этот портрет экспонируется в залах, рассказывающих о римской провинции Британия. Адрианов вал на границе Англии и Шотландии – главный памятник той эпохи: http://cicerone2007.livejournal.com/325
Памятник оборонительной политике императора. Вот как описывает ее Элий Спартиан: «Достигнув власти, Адриан немедленно стал следовать древнему образу действия и направил свои усилия к тому, чтобы установить мир по всему кругу земель. Ведь не только отпали те народы, которые покорил Траян, но и производили нападения мавры, шли войной сарматы, нельзя было удержать под римской властью британцев, был охвачен мятежами Египет, наконец — проявляли непокорный дух Ливия и Палестина. Поэтому все земли за Евфратом и Тигром он тотчас же покинул по примеру, как он говорил, Катона, который провозгласил македонцев свободными, так как не мог удерживать их».
Из тех портретов Адриана, которые мне довелось увидеть, самый живой находится в собрании Римского национального музея (Палаццо Массимо). В нем перед нами интеллектуальный и тонко чувствующий человек. Таким он, по всей вероятности, и был. При Траяне, оглашая «в сенате обращение императора, он вызвал смех своим неправильным выговором. Тогда он принялся за изучение латинского языка и дошел до высшего совершенства и красноречия». И дальше Спартиан продолжает: «Он отличался необыкновенной памятью, огромными ораторскими способностями; он сам и речи свои диктовал, и отвечал на все вопросы. Сохранилось множество его шуток — ведь он был очень колким».
И еще: «Адриан чрезвычайно усердно занимался поэзией и литературой, был очень сведущ в арифметике и геометрии, прекрасно рисовал. Он гордился своим умением играть на цитре и петь. В наслаждениях он был неумеренным. Он сочинил много стихов о предметах своей страсти. В то же время он прекрасно владел оружием и был очень сведущ в военном деле; он упражнялся даже с гладиаторским оружием. Он бывал строгим и веселым, приветливым и грозным, необузданным и осмотрительным, скупым и щедрым, простодушным и притворщиком, жестоким и милостивым; всегда во всех проявлениях он был переменчивым».
Антиной в портрете из Палаццо Массимо совсем юн. Эта мраморная голова сильно отличается от привычных портретов красавца. В ней больше жизни. Впрочем, и ее считают посмертным портретом. Более того, предполагается, что Антиной изображен здесь в виде жреца Аттиса.
Аттис, юноша небывалой красоты, связан с оргиастическим культом Кибелы:
По морям промчался Аттис на летучем, легком челне,
Поспешил проворным бегом в ту ли глушь фригийских лесов,
В те ли дебри рощ дремучих, ко святым богини местам.
Подстрекаем буйной страстью, накатившей яростью пьян,
Оскопил он острым камнем молодое тело свое.
И себя почуял легким, ощутив безмужнюю плоть,
Окропляя теплой кровью кремнистый выжженный луг.
Гай Валерий Катулл
Перевод А.И. Пиотровского
http://lib.ru/POEEAST/KATULL/katull
О культе самого Антиноя рассказывает в «Описании Эллады» Павсаний: «У них считается богом и Антиной; из всех храмов в Мантинее самым новым является храм Антиноя. Его очень любил император Адриан. Я лично не видал его при жизни, но видел в статуях и на картинах. Почести воздаются ему и в других местах, между прочим, на реке Ниле есть у египтян город, названный по его имени Антинополис. Почитание же в Мантинее он заслужил вот почему. Антиной был родом из <города> Вифиния, на север от реки Сангарии; а вифинцы издревле ведут свое происхождение от аркадян и специально от мантинейцев. Вследствие этого император и установил поклонение ему также и в Мантинее; ежегодно в его память совершается религиозный праздник (мистерии), а каждый пятый год устраиваются игры. В гимнасии у мантинейцев есть здание со статуями Антиноя; кроме всего прочего, оно заслуживает обозрения вследствие тех мраморных плит, которыми оно украшено, и интересно для любителя живописи: большинство картин, украшающих его, относится к Антиною и изображает его главным образом в виде Диониса».
/Павсаний. Описание Эллады, т.2. М., 2002,с.88/
В Капитолийских музеях есть несколько портретов Адриана. В том числе и статуя, где на торс, скопированный с прославленного греческого образца, насажена портретная голова. Император предстает в образе Ареса. Надо сказать, что получилось достаточно органично, поскольку император был поклонником греческой культуры. Да и выглядел в жизни вполне благообразно: «Он был высокого роста, отличался внешним изяществом, завивал с помощью гребня свои волосы, отпустил бороду, чтобы скрыть природные недостатки лица, имел крепкое телосложение. Он очень много ездил верхом и ходил пешком, всегда проделывал упражнения с оружием и копьем»./Спартиан/
А среди статуй Антиноя можно встретить его изображение в виде Осириса. В ватиканских музеях есть целый зал с находками из храма Сераписа, который находился на вилле Адриана в Тиволи. Только статуй Антиноя было в этом храме восемь. Четыре из белого мрамора символизировали Верхний Египет, четыре из красного камня – Нижний Египет. До наших дней дошло около пятисот изображений Антиноя. Существует даже его виртуальный музей: http://antinoos.info/antinous.htm
http://www.flickr.com/photos/midnightgl
В Капитолийских музеях, во дворце Консерваторов хранится еще один прекрасный портрет Адриана. В нем не доминирует лишь одна грань личности. Напротив, император здесь и воин: «Любя больше мир, чем войну, он тем не менее упражнял воинов, как будто война была неминуемой, действуя на них примерами собственной выносливости» /Спартиан/. И сибарит, построивший для себя роскошную виллу вдали от шумного и перенаселенного Рима и любивший изысканные яства: «Из блюд он особенно любил так называемый тетрафармакон — кушанье, составленное из фазана, свиного вымени, окорока и хрустящего пирожка» /Спартиан/. Одновременно этот бюст прославляет императора, который, по словам Павсания «больше всех других сделал для прославления богов и прилагал наибольшие старания осчастливить всех своих подданных».
/Павсаний. Описание Эллады, т.1. М., 2002,с.30/
Есть в этом портрете и оттенок грусти по уходящей жизни. Как в нескольких строках Адриана, дошедших до нас:
«Душа странствующая и ласкающая, пока ты была спутницей и гостьей тела. В какие страны ты отправишься теперь, оцепенелая, нагая, покрытая смертельной бледностью? Все твои шутки пришли к концу».
Впрочем, в мрачном краю Адриана ждал Антиной. Еще один его портрет в образе Диониса давно обосновался в Эрмитаже. Этот бюст довольно сильно пострадал от реставраторов прошлых веков, но прочно вошел в число знаковых образов античной культуры. Думаю, что воспоминание именно о нем всплывает в стихах А.Ахматовой:
А так как мне бумаги не хватило
Я на твоем пишу черновике.
И вот чужое слово проступает
И, как снежинка на моей руке,
Доверчиво и без упрека тает.
И темные ресницы Антиноя
Вдруг поднялись, и там - зеленый дым,
И ветерком повеяло родным...
Не море ли? -- Нет, это только хвоя
Могильная и в накипаньи пен
Все ближе, ближе ... "Marche funebre"...*
Шопен
26 декабря 1940 года. http://www.stihi-rus.ru/1/Ahmatova/1
Элий Спартиан. Жизнеописание Адриана: http://ancientrome.ru/antlitr/sha/adria
Афины – город Адриана: http://cicerone2007.livejournal.com/225
Комментариев нет:
Отправить комментарий