Он датируется 1882 годом. Это значит, что художник создал его незадолго до смерти, тогда же, когда он завершил «Бар Фоли Бержер». Нежные гроздья цветов изображены на черном фоне. Кисти сирени похожи на облака. Они трепещут и словно сами излучают мерцающий свет. А этот свет обступает тьма.
Переливается стеклянная ваза, в прозрачной воде среди стеблей и листьев как драгоценные камушки мелькают опавшие лепестки. Быстрые, свободные мазки подобны скачущим буквам в прощальной записке.
На днях я натолкнулась в Интернете на неведомую мне акварель Э.Мане. Это – букет из собрания венской Альбертины, где сейчас проходит выставка акварелей и пастелей импрессионистов. Художник свободно передает и бархатную плоть лепестка ириса, и полупрозрачные листья в глубине букета. Он работает то плотным мазком, то добивается ощущения тающих красок, впитывающихся в бумагу. Возможности акварельной техники использованы здесь виртуозно!
В последние годы жизни Э.Мане был тяжело болен. Он не мог свободно передвигаться, и вынужден был находиться в четырех стенах. Большие вещи, которые требовали стояния за мольбертом, были уже не для него. Осталось рисовать пастелью женщин и писать маслом небольшие натюрморты из цветов, подаренных друзьями. Эти скромные букеты такие же живописные жемчужины, как поздние «инфанты» Веласкеса, любимого художника Э.Мане.
Букет из роз тоже борется со сгущающейся тьмою. Вянет на наших глазах выпавший из букета цветок:
Букет из клематисов и гвоздик в хрустальной вазочке – дневной. Но и здесь букет вырван из интерьерного контекста. Синеватый фон тоже некая абстрактная среда. Композиция натюрмортов 1882 года очень проста. Букеты находятся прямо перед глазами: протяни руку и дотронешься. Но поскольку все предельно лаконично, мир, сконцентрированный в малом, предстает как чудо. «Художник, – говорил Антонену Прусту Э.Мане, – может сказать все при помощи фруктов и цветов или только одних облаков… Я хотел бы быть Святым Франциском натюрморта».
/Ф.Кашен. Мане. М., 2001, с.141/
Тема «memento mori» (помни о смерти) звучала и в ранних натюрмортах художника. Одна из самых известных вещей такого плана – «Ваза с пионами», созданная в 1864 году, тогда же, когда был написан «Эпизод боя быков». Картину, осмеянную в Салоне, художник уничтожил. Он вырезал из нее изображение мертвого тореро. Выпавший из вазы пион, рассыпающийся у нас на глазах, колористически и композиционно напоминает лежащего тореро.
http://uploads6.wikipaintings.org/image
Вот еще изображение пионов на грани жизни и смерти:
http://www.artrenewal.org/artwork/790/7
А под занавес натюрморт 1872 года, адресованный конкретному человеку: мадемуазель Берте Моризо. Посвящение мы видим на развернутой записке рядом с веером, который Берта держит в руках на картине «Балкон», и букетиком фиалок, который украшает вырез ее черного платья на одном из лучших холстов Э.Мане.
http://www.artrenewal.org/artwork/790/7
Комментариев нет:
Отправить комментарий